Пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин передаёт из Сан-Хуана (Аргентина):
- Отмена этапа «Сальта – Чилесито» должна была дать передышку участникам ралли «Дакар», для того чтобы добраться до шахтёрского городка Чилесито и произвести необходимые ремонты и обслуживание машин после марафонского этапа «Ла-Пас – Уюни – Сальта». Учитывая длину лиазона до Чилесито, 675 километров, командам ассистанс пришлось действовать в условиях жуткого цейтнота, тем более что и до Сальты из-за случившегося оползня и огромной пробки многие добрались только к утру 11-го января.
Казалось бы, только люди адаптировались к высокогорью боливийского Альтиплано, как спуск с него привёл к, пожалуй, ещё худшим условиям – сильнейшая жара предгорий Анд до 50 градусов по Цельсию стала новым испытанием.
Десятый спецучасток «Дакара» на маршруте «Чилесито - Сан-Хуан» длиной 538 километров, разделённый зоной нейтрализации, стал ареной, пожалуй, решающей битвы в грузовом зачёте гонки. Напомним, что после девяти дней марафона три лидирующих экипажа Дмитрия Сотникова, Эдуарда Николаева и Жерара де Роя расположились вверху таблицы с минимальными отрывами друг от друга.
«Триальный» этап, как его обозначили сами организаторы, изобиловал, особенно в первой своей части, пересохшими руслами горных речушек и кочкарником, а во второй - извилистыми дорогами, узкими ущельями и обрывами. Общий старт всех категорий сделал трассу ещё более тесной. На «прямиках» грузовики догоняли джипы, на извилистых же горных серпантинах джипы были быстрее и пытались вернуть позиции. На всём протяжении трассы экипажи подстерегали острые камни и жёсткие, как гвозди, кустарники, норовившие порезать колёса. Экипажам Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова из-за боковых порезов пришлось менять колёса. К счастью, ни у того, ни у другого это не сказалось на итоговом времени прохождения этапа. После первой части этапа у обоих порванные колёса на подкачке дотянули до зоны нейтрализации, а потом, порезав ещё раз переднее левое колесо, Дмитрий Сотников доехал с пробоиной до финиша этапа. Стабильно прошёл этап и экипаж Айрата Мардеева. Штурман Айдар Беляев отметил, что пришлось решать много навигационных задач. Дважды им попадался метавшийся в поисках контрольных точек голландец Жерар де Рой на IVECO. Его отставание от ставшего сегодня первым Эдуарда Николаева составило в итоге 23 минуты 43 секунды и обеспечило камазовцам довольно комфортный задел по времени на оставшиеся 2 этапа гонки: Николаев и Сотников сейчас, соответственно, первый и второй в таблице генеральной классификации.
Экипаж Антона Шибалова, герой этапа «Уюни – Сальта» (напомним, благодаря им удалось вызволить застрявший в трясине грузовик Айрата Мардеева) на этом этапе был не очень удачлив. Парням приходится выполнять функции автомобиля быстрой «технички», везти тяжёлые запчасти и стартовать позже топа грузового зачёта. После сегодняшнего общего старта они оказались, как выражаются гонщики, в «гарнире» из отставших джипов и грузовиков, в хитросплетении следов ранее прошедших участников, что резко осложняло им ориентирование по роуд-буку. Проблем добавил разорвавшийся патрубок системы охлаждения. После ремонта залитых в систему всех имевшихся с собой запасов воды оказалось недостаточно. К счастью, мимо проезжал ещё один российский участник Равиль Маганов (№378), выступающий в классе UTV, не пожалевший своих запасов питьевой воды. Сам Равиль оказался вторым в своём классе.
Эдуард Николаев, пилот экипажа №505: «Сегодня начался настоящий Дакар. Первая часть - триал, интересный и насыщенный спецучасток, то, что мы встречаем на «Шёлковом пути» и на этапах Чемпионата России и раньше этого было много на Дакаре. Думаю, сегодня был хорош тот, кто имеет хорошую физическую форму. Мы старались ехать быстро и не сломать автомобиль».
Игорь Леонов, механик экипажа №513: «Пришлось немного потрудиться. Перегорел 125-амперный предохранитель, менял прямо на ходу. В зоне нейтрализации меняли лопнувшую топливную трубку высокого давления, топливо лилось прямо на землю. В остальном, всё в порядке, машина не подвела».
Дмитрий Сотников, пилот экипажа №513: «Этап очень рабочий, настоящий марафонский и давно не было таких каменистых этапов. Напоминает Марокко, местами Чили, старались ехать быстро, но в то же время беречь колёса. Столкнулись с непростой навигацией, машины просто кружили в разные стороны в некоторых каньонах. Мы разобрались достаточно быстро, не так много времени потеряли, выехали правильно в двух сложных местах. Старались доработать до финиша в хорошем темпе. Видели Ван ден Бринка. Его догнали ещё на первом спецучастке, но километров за 30 до финиша он остановился, чтобы поменять колесо. Колесо, правда, и мы «зацепили», но до финиша дотянули на подкачке».
Антон Шибалов, пилот экипажа №515: «К роуд-буку очень много вопросов. Причём, у многих участников. Привязки к высохшим руслам, когда их сотни и сотни кругом весьма условны. Это не навигация, а лотерея. Несмотря ни на что, мы стараемся быть быстрыми настолько, насколько это возможно в нашей ситуации. Мы выполняем роль автомобиля оперативной технической поддержки и везём запасные части. Мы понимаем, что это важная функция для всей команды».
Сегодня пятница, 13-е, и у гонщиков «Дакара-2017» 11-й, предпоследний этап «Сан-Хуан – Рио-Куарто». Общая длина этапа - 754 км, спецучасток - 288 км. Дюны в Сан-Хуане на первых 50 км спецучастка станут последними дюнами на маршруте ралли «Дакар-2017», обещают организаторы. А после их прохождения гонщиков ждёт секция в стиле классического ралли - скоростные пилотажные отрезки без навигационных задач. Но всем известно, что сюрпризы возможны в любой момент. Фактически этот этап станет решающим в распределении мест на подиуме, поскольку это последний шанс де Роя отыграться в общем зачёте – завтрашний, заключительный спецучасток до Буэнос-Айреса составит всего лишь 64 километра.
Результаты десятого этапа в классификации Т4
Место | Участники | Страна | Грузовик | Результат | Отставание |
1 | Эдуард Николаев Евгений Яковлев Владимир Рыбаков | Россия | КАМАЗ | 05:33:06 | 00:00:00 |
2 | Дмитрий Сотников Игорь Леонов Руслан Ахмадеев | Россия | КАМАЗ | 05:40:07 | 00:07:01 |
3 | Айрат Мардеев Айдар Беляев Дм. Свистунов | Россия | КАМАЗ | 05:40:47 | 00:07:41 |
4 | Сергей Вязович Павел Гаранин Андрей Жигулин | Белоруссия | МАЗ | 05:45:57 | 00:12:51 |
5 | Алеш Лопрайс Томанек Стросс | Чехия | TATRA | 05:49:10 | 00:16:04 |
7 | Жерар де Рой Дарек Родевальд Торраллардона | Нидерланды- Польша- Испания | IVECO | 05:56:49 | 00:23:43 |
9 | Ханс Стейси Серж Брюйнкенс Ван дер Вает | Нидерланды- Бельгия | MAN | 06:01:23 | 00:28:17 |
10 | Федерико Вильягра Хорхе Перес Андрес Меми | Аргентина | IVECO | 06:03:33 | 00:30:27 |
26 | Антон Шибалов Роберт Аматыч Иван Романов | Россия | КАМАЗ | 09:11:51 | 03:38:45 |
Итоговая классификация Т4
Место | Участники | Страна | Грузовик | Результат | Отставание |
1 | Эдуард Николаев Евгений Яковлев Владимир Рыбаков | Россия | КАМАЗ | 23:27:12 | 00:00:00 |
2 | Дмитрий Сотников Игорь Леонов Руслан Ахмадеев | Россия | КАМАЗ | 23:32:27 | 00:05:15 |
3 | Жерар де Рой Дарек Родевальд Торраллардона | Нидерланды- Польша- Испания | IVECO | 23:51:29 | 00:24:17 |
4 | Федерико Вильягра Хорхе Перес Андрес Меми | Аргентина | IVECO | 24:24:59 | 00:57:47 |
6 | Питер Верслёйс Марсель Пронк Артур Кляйн | Нидерланды Нидерланды Германия | MAN | 25:14:15 | 01:47:03 |
9 | Айрат Мардеев Айдар Беляев Дм. Свистунов | Россия | КАМАЗ | 25:43:36 | 02:16:24 |
10 | Алеш Лопрайс Томанек Стросс | Чехия | TATRA | 26:10:49 | 02:43:37 |
11 | Ханс Стейси Серж Брюйнкенс Ван дер Вает | Нидерланды- Бельгия | MAN | 26:32:54 | 03:05:42 |
13 | Сергей Вязович Павел Гаранин Андрей Жигулин | Белоруссия | МАЗ | 27:04:52 | 03:37:40 |
17 | Антон Шибалов Роберт Аматыч Иван Романов | Россия | КАМАЗ | 29:38:56 | 06:11:44 |